Колумбия (Space Shuttle)

«Колумбия» — первый корабль системы «Спейс Шаттл». Строительство «Колумбии» было начато в 1975 году и 25 марта 1979 года «Колумбия» была передана в эксплуатацию НАСА.

 

Шаттл был назван в честь парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии (ныне штаты США Вашингтон и Орегон). Название также было призвано увековечить наименование командного модуля космического корабля «Аполлон-11», который, в свою очередь, был назван в честь статуи, венчающей здание Конгресса США. В НАСА «Колумбия» имела обозначение OV-102 (Orbiter Vehicle — 102).

Первый пилотируемый полёт многоразового транспортного космического корабля Колумбия STS-1 состоялся 12 апреля 1981 года. Командиром экипажа был ветеран американской космонавтики Джон Янг, пилотом — Роберт Криппен. Полёт был (и остается) уникальным: самый первый, фактически испытательный запуск космического корабля проводился с экипажем на борту. Впервые шесть астронавтов составили экипаж во время полёта Колумбии STS-9. Среди этих шести астронавтов находился Ульф Мербольд (ФРГ), он был первым иностранцем на американском космическом корабле. Командиром «Колумбии» (STS-90) была Айлин Коллинз — первая женщина-командир космического корабля.

«Колумбия» была тяжелее шаттлов, построенных позже, поэтому у нее не было стыковочного модуля. «Колумбия» не могла стыковаться ни со станцией «Мир», ни с МКС.

Последний полёт «Колумбии» состоялся с 16 января по 1 февраля 2003 года. Экипаж составили: командир корабля Рик Хасбэнд, пилот Уильям МакКул, бортинженер Майкл Андерсон, научные специалисты Лорел Кларк, Дэвид Браун, Калпана Чавла и первый израильский астронавт Илан Рамон. Калпана Чавла совершала свой второй полёт, она была первой женщиной-астронавтом индийского происхождения. Утром 1 февраля после шестнадцатисуточного полета шаттл возвращался на Землю. НАСА потеряла связь с кораблём примерно в 14:00 дня по Гринвичу, за несколько минут до предполагаемой посадки на ВПП 33 Космического центра имени Кеннеди во Флориде — она должна была состояться в 14:16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 км при скорости 5,6 км/с. Все семь членов экипажа погибли.


В течение нескольких месяцев после трагедии учёные НАСА исследовали возможные причины катастрофы. Они пришли к выводу, что к ней привело разрушение наружного теплозащитного слоя на левом крыле челнока, вызванное падением на него куска теплоизоляции кислородного бака при старте корабля. Горячие газы, также называемые плазмой в некоторых источниках, проникли внутрь, что привело к перегреву пневматика колеса, его взрыву с дальнейшим разрушением конструкции крыла и гибели шаттла.

Значительную роль в расследовании причин катастрофы сыграли данные, сохранившиеся в дополнительной системе фиксации бортовых параметров (Modular Auxiliary Data System, MADS), установленной только на «Колумбии», как на самом первом лётном экземпляре серии. Система предназначалась для подробного сбора показаний бортовых датчиков с целью их детального послеполётного анализа, что было критично в самых первых миссиях. Блок, фиксирующий показания датчиков на магнитный носитель, не будучи особым образом защищён, почти чудом уцелел, выполнив роль «чёрного ящика». Найденные обломки корабля сейчас хранятся в Космическом центре имени Кеннеди.

Отправить