Осирис - экзопланета в звездной системе HD 209458

HD 209458 b или Осирис - экзопланета b в звездной системе HD 209458. Обнаруженная в 1999 г. с помощью космических телескопов Хаббл и Спитцер. HD 209458 b является газовым гигантом. По массе примерно на 30% легче Юпитера. Обращается на очень близком расстоянии (0,045 а.е., что менее 5 млн км) от похожей на Солнце звезды, расположенной в 150 световых лет от нас, в созвездии Пегаса. Одна из наиболее изученных экзопланет, является типичным горячим Юпитером.

По данным лаборатории реактивного движения NASA это вторая планета за пределами нашей Солнечной системы, где была найдена вода, метан и двуокись углерода.
Дополнительные исследования планеты в ультрафиолетовом диапазоне с помощью телескопа Хаббл обнаружили, что в линии Лайман-альфа Осирис закрывает свое светило гораздо более заметно - яркость звезды падает на 15%, что соответствует размеру окружающей водородного облака планеты в примерно 4,3 радиуса Юпитера.

Поскольку размер поверхности Роша (зоны, в пределах которой вещество содержится притяжением планеты) для Осириса равен 3,6 радиуса Юпитера, то выводы наблюдений могут быть объяснены только тем, что планета непрерывно теряет свое вещество. Об этом также свидетельствует и ширина линии поглощения - на основании ее анализа можно сделать вывод, что атомы движутся со скоростями до 130 км / ч, что превышает вторую космическую скорость на Осириса (43 км / ч).

В 2010 году ученые установили, что планета представляет собой планету-комету, то есть с нее постоянно идет мощный поток газов, сдувает излучения звезды с планеты. При этом на саму планету это заметно не влияет: при текущей скорости испарения она полностью будет уничтожена через триллион лет. Исследование шлейфа показало, что планета испаряется полностью - ее оставляют как легкие, так и тяжелые элементы.

Отправить