Ту-144

Ту-144

Ту-144 - советский сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Вместе с Конкордом Ту-144 является первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок.

Первый полет Ту-144 состоялся 31 декабря 1968, т.е. на два месяца раньше сверхзвукового пассажирского Конкорда. Ту-144 является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло 5 июня 1969 на высоте 11000 метров.

Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР, тогда как Конкорду, чья взлетно-посадочная скорость была на 15% выше, для каждого аэропорта требовался отдельный сертификат на посадку. По словам специалистов, конструкция планера Ту-144 была идеальной, недоработки же касались двигателей и различных систем.

Однако история самолета кончилась довольно быстро. Всего в СССР было построено 16 Ту-144, однако, пилоты, летавшие на этих самолетах, говорят, что они были очень «сырыми» и ненадежными.

Падение Ту-144 на французском авиашоу в Ле Бурже 3 июня 1973 породило первые сомнения в необходимости доработки советского сверхзвукового пассажирского лайнера.

Модифицированный вариант лайнера - Ту-144Д - в течение непродолжительного времени курсировал на регулярной основе между Москвой и Алма-Атой, однако после второй катастрофы, случившейся в 1977 году, проект был полностью похоронен.

Впоследствии Ту-144Д использовался только для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском.

В целом Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 - пассажирских. Позже эти самолеты совершали только испытательные полеты и несколько полетов с целью установления мировых рекордов.

С 1995 по 1999 годы один значительно модифицированный Ту-144Д под названием Ту-144ЛЛ использовался американским космическим агентством НАСА для исследований в области высокоскоростных коммерческих полетов с целью разработать план для создания нового, современного сверхзвукового пассажирского самолета.

 
 

Отправить